Тема 2702, сообщений: 5
Каббала и сны |
| Автор | Сообщение |
|
annabelle ![]() Annabelle is a female given name,a variant of Anna |
(Автоматический перевод с транслита!) Каббалист видит во сне…
Материал подготовил Александр Рыбалка
Сны и парадоксы иудаизма :: Как верно истолковать сон? :: Можно ли нейтрализовать дурные сны? :: Как спастись от ночных кошмаров? «Если человека хотят наказать с Небес, то долгое время не посылают ему снов», — говорится в «Брахот», первом трактате талмуда. Это знак: с ним «не хотят разговаривать» — ни о хорошем, ни о плохом.
Не слишком продвинутому «путешественнику по тропам иудаизма» поначалу бросается в глаза непреодолимая гора парадоксов.
ПАРАДОКС В ПОДХОДЕ
Сны занимают важное место в Торе, но, тем не менее, иудаизм не придает им большого значения.
Великий каббалист рабби Хаим Виталь, ученик Аризаля, составил целую книгу — «Сефер ха-Хизийонот», что можно вольно перевести как «Книга видений», обсуждающую тему значения снов. А один из мудрецов эпохи талмуда рабби Шмуель, когда видел дурной сон, говорил: «Сны — пустое!», — когда же ему снилось хорошее, та же фраза звучала в его устах уже с оттенком вопроса: «[Хм...] Сны — пустое?».
ПАРАДОКС В ТОЛКОВАНИИ
Может ли простой смертный обладать даром толкования сновидений?
Вспомним о Йосефе, сыне праотца Яакова, который в темнице толковал сны слугам фараона: виночерпию и пекарю. Пекарю приснилось, что у него на голове стоят корзины с выпечкой и ее клюют птицы. Йосеф растолковал это следующим образом. Птицы боятся живых людей, но не мертвых. Раз птицы безнаказанно клюют крошки с твоей головы, это значит, что ты уже почти мертв. Тебя повесят. Так оно и случилось… Виночерпию привиделось, будто он самолично выжимает гроздь винограда и подает ее фараону. Йосеф верно растолковал и этот сон — начальник виночерпиев будет помилован фараоном, и, хоть и с понижением — простым виночерпием, — все-таки вернется во дворец.
Впрочем, есть и другое мнение. Рабби Менахем Мендл из Коцка, один из величайших хасидских лидеров, в сновидения не верил, и любил цитировать изречение мудрецов талмуда: «Как растолкуешь сон, таким он и будет».
Если так, то почему же Йосеф решил растолковать сны пекаря и виночерпия по-разному? Неужели один из них был дорог ему более другого?! Получается, что он хотел, чтобы смерти избежал именно виночерпий (как лицо, близкое к фараону, подающее ему чашу лично в руки, — А.Р.).
ПАРАДОКС В ЗАКОНЕ
Парадокс существует и в халахической литературе . С одной стороны, существует понятие таанит халом (пост, нейтрализующий последствия дурного сна); с другой — многие знатоки еврейского закона рассматривают этот пост, скорее, как способ успокоить излишне впечатлительных людей, нежели действующее средство.
ПАРАДОКС В КАББАЛЕ
Противодействовать ночным кошмарам можно, прочитав перед сном крият шма ал-ха-мита — комплекс, состоящий из молитвы «Шма Исраель» и сопутствующих ей отрывков из ТАНАХа (этот текст можно найти в каждом молитвеннике).
На поверхностный взгляд, противоречия присутствуют и в каббалистическом подходе. С одной стороны, существует такое средство, как шеелат халом — просьба о [получении ответа во] сне. Если вы желаете получить ответ «с Небес» на волнующий вас вопрос, то непосредственно перед сном следует прочитать особую молитву. Ответ придет во сне.
В эпоху средневековья раввины нередко прибегали к этому методу, когда не могли найти логического разрешения своих сомнений. Один венский раввин даже составил целый сборник ответов, которые пришли к нему во сне — «Респонсы с неба». С другой стороны, ответы во сне имеют силу лишь в качестве эмоционального балласта — поступки на них не основываются.
ПРАКТИКА ПАРАДОКСА
В наше время большая часть еврейского народа разрешила для себя эти противоречия. Одни, полагаясь на мнение таких мудрецов, как Раши, Бен Иш Хай и р. Нахмана из Бреслава, приобретают популярную книгу «Сод питарон халомот» («Тайна толкования сновидений»). Другие, присоединяясь к рационалистическому мнению доктора РАМБАМа, скептически качают головой.
А теперь, после того, как я вас окончательно запутал, попытаемся разобраться вместе!
Согласно Каббале, сны бывают трех видов:
1. Сны как следствие дел и мыслей прошедшего дня.
2. Кошмары, вызываемые особым злым духом, стоящим над кроватью. Во время «легкого сна» он «нашептывает» на ухо человеку страшные вещи. Насколько я понимаю, «легкий сон» — это то, что сейчас называется «фазой активного сна». Противодействовать этому можно, прочитав перед сном крият шма ал-ха-мита — комплекс, состоящий из молитвы «Шма Исраель» и сопутствующих ей отрывков из ТАНАХа (этот текст можно найти в каждом молитвеннике).
3. И, наконец, сны, посылаемые Всевышним через Своего ангела. Таким способом до человека доносятся знамения свыше.
Каббала считает «истинный сон» (сон третьего вида) одной шестидесятой частью пророчества.
Однако не стоит забывать и высказывание талмуда: «Сон — одна шестидесятая часть смерти» (можно предположить, что здесь подразумевается второй вид — сны, нашептанные злым духом, — р.Й.Х. ). Каким же образом сон связан со смертью? Когда мы спим, большая часть души покидает тело и оно в малой дозе принимает нечистоту смерти. А когда просыпаемся, то душа возвращается в тело и «дух нечистоты» удерживается лишь в кончиках пальцев. Поэтому существует обычай нейгл васер (вода для ногтей). Сразу же после пробуждения, не опуская ног на пол, омывать руки водой, с вечера оставленной возле кровати (вода становится духовно нечистой, поэтому омовение совершают над специально приготовленной для этого емкостью). Таким образом, сон может быть, с одной стороны, частью смерти, но, с другой — малым пророчеством! Одни говорят с небом спорить нельзя, то что дали иметь,то имей Ещё говорят жить надо как вся земля но дело во мне.а не в ней знаю внутри меня сотни тысяч безумств, да,я просто другая Меня разрывает на части от сил,и от чувств,а может быть я уже голубая?
|
|
annabelle ![]() Annabelle is a female given name,a variant of Anna |
Что снится каббалисту?
Материал подготовил Александр Рыбалка
Как избавиться от дурных сновидений? :: Как истолковать ночные видения? :: Что видит во сне сам каббалист? Сколь бы скептически вы ни относились к сновидениям, еврейские мудрецы, тем не менее, считали: плохой сон посылается человеку для того, чтобы он раскаялся и попросил снисхождения у Г-спода.
Как же избежать дурных снов? В первую очередь, читать молитву «Шма перед сном» (ее можно найти в любом еврейском молитвеннике). Книга «Зоhар» утверждает, что прочтение «Шма» убивает тысячи злых духов, окружающих человека. Закончив чтение, вы не должны ни есть, ни пить, ни разговаривать, а сразу же лечь спать. Причем, первую половину ночи следует проспать на левом боку, а вторую — на правом, как рекомендует еврейский мудрец и врач РАМБАМ. Не знаю, насколько это будет просто для вас, но из этого следует, что и во время сна человек в состоянии себя контролировать.
Но разве может еврей несерьезно относиться к сновидениям, если во время благословения коhенов в праздники читают молитву, в которой просят, чтобы все сны (о себе, о других и даже сны других людей о нас) истолковывались бы только в добрую сторону? Тут уж, как говорится, не до споров — читай, что написано в молитвеннике!
ЧТО ТАКОЕ «ДУРНОЙ СОН»?
Однако давайте сначала разберемся, что же это такое — «дурной сон».
Это не просто кошмар, вызванный излишне жирным ужином или просмотром фильмов ужасов (а часто и тем и другим). Дурной сон — это когда во сне происходит что-то плохое с вами или вашими близкими. Или когда случаются несчастья со священными предметами — например, свитком Торы… Или если снится Йом Кипур, особенно время Неилы («молитвы закрытия дверей», последней молитвы этого дня).
Как-то раз мне приснилось, что я охочусь на черта возле старой полуразрушенной синагоги — злодей похищал свитки Торы, рвал их, а из обрывков делал ... пакетики чая!
Рав попросил меня готовить чай для учащихся. Заваривание и подавание чая отнимали минут 15–20 от учебы, и я переживал, что какой-то отрывок Талмуда будет пройден без меня. Отсюда и черт, рвущий священный свиток, использующий обрывки на пакетики чая.
Что же это означает, и что нам стоит делать, дабы нейтрализовать дурные предзнаменования?
Закон, hалаха, рекомендует пост таанит халом (причем — редчайший случай! — по случаю дурного сна разрешается поститься даже в субботу). Тем не менее, оговаривается, что основное назначение этого поста — успокоить переволновавшегося человека. Потому-то закон и разрешает поститься в шабат, что спасение жизни человека выше субботних запретов, а сильное впечатление может серьезно повредить здоровью человека. Но в этой статье мы не станем подробно рассказывать о hалахот (законах) таанит халом, поскольку объектом нашего исследования является все-таки Каббала, а не Закон. А потому поговорим о каббалистическом толковании «дурного сна».
Прежде, чем всерьез заняться толкованием, послушайте историю, которая произошла лично со мной.
Однажды в ночь Йом Кипура мне приснилось, что я ем в этот священный день! И во сне сам не мог понять — как же получилось, что я посмел нарушить пост? Утром я обратился к своему учителю: не следует ли мне сделать таанит халом? Все-таки мне снился Йом Кипур и, хуже того, нарушение святости этого праздника! «Не является ли это дурным знаком?» — обеспокоенно спросил я у раввина. «Это знак того, что ты был голоден», — усмехнулся он.
СНЫ О СОБЫТИЯХ И СТРАНАХ
Итак, если вам привиделся человек, живущий в Эрец Исраель, Земле Израильской, значит, что Г-сподь приведет вас в эту землю. Святая Земля «захватывает» того, кто ее видит во сне. Это блестяще обыграл в своих фантастических романах Макс Фрай. Кстати говоря, каббалистическая книга «Тайна толкования снов», давшая такой комментарий сну об Эрец Исраель, была написана в те времена, когда большинство евреев проживало в галуте (диаспоре). Как истолковать подобный сон, увиденный жителем Израиля, мне неизвестно…
Если снится человек, живущий на Западе, значит, предстоит дальнее путешествие на ПМЖ. Если живущий в Египте, то следует ждать хороших новостей. А если вы увидите человека, живущего в Германии, то это, напротив, нехороший признак, это к трауру (впрочем, не забывайте о моем опыте с йом-кипурским сном). Если приснился человек, живущий в крепости, значит, Г-сподь вас защитит.
СНЫ О ЕДЕ
Если во сне вы видите хлеб из отборной муки, то можете быть уверены: Г-сподь услышал ваши молитвы. Если субботнюю халу, знайте, что место в Грядущем Мире (в раю) вам обеспечено. Луковицы снятся к болезни, поскольку, как считалось раньше, лук тяжел для переваривания (о полезных фитонцидах тогда еще не знали). Признаками надвигающейся болезни являются также сны об арбузах и кабачках, приснившийся лимон предвещает бедность, орехи — хорошую жизнь… А вот если вам привиделся виноград, то следует быть осторожнее и, по возможности, избегать судебных разбирательств — ваши противники имеют все шансы выиграть дело.
О таких популярных блюдах, как салат «Оливье» или гамбургер из «McDonald’s», книга, разумеется, не говорит ничего.
…Впрочем, читателям наверняка уже надоели однообразные примеры с халами да лимонами. Приведем более интересный пример толкования снов.
СНЫ КАББАЛИСТА
Как-то раз мне приснилось, что я охочусь на черта возле старой полуразрушенной синагоги. Этот злодей занимался тем, что похищал свитки Торы, рвал их, а из обрывков делал… пакетики чая! Черт обычно был невидим, но однажды вечером, патрулируя вокруг его обиталища, я таки заметил нечистого. На редкость мерзкая рожа! И сразу сообразилось, что прибить его надо непременно… молотком. «Молоток! Дайте скорее молоток!» — закричал я… Чем изрядно напугал спавшую рядом супругу.
Окончательно проснувшись, я принялся анализировать видение (по Юнгу, а не про Фрейду). В то время я занимался в вечернем колеле (религиозном учебном заведении). Рав попросил меня готовить чай для учащихся (отсюда — пакетики). Заваривание нескольких кувшинов и подавание их на стол отнимали от учебы минут 15–20, и я переживал, что какой-то отрывок Талмуда будет пройден без меня. Вот что означал черт, рвущий свиток Торы (битуль Тора — время, потерянное для изучения Торы) и превращающий обрывки в чайную заварку.
Как видим, никакой мистики! Но, быть может, мудрецам древности снились более глубокие сны? Ведь недаром одна из самых загадочных книг реб Хаима Виталя, ученика Аризаля, называется «Сефер hа-Хизйонот» («Книга видений»)!
О снах и видениях известных раввинов и праведников мы и поговорим в следующий раз. Одни говорят с небом спорить нельзя, то что дали иметь,то имей Ещё говорят жить надо как вся земля но дело во мне.а не в ней знаю внутри меня сотни тысяч безумств, да,я просто другая Меня разрывает на части от сил,и от чувств,а может быть я уже голубая?
|
|
annabelle ![]() Annabelle is a female given name,a variant of Anna |
Сон - откровение или воспаленный мозг? Каббала ответит!
Материал подготовил Александр Рыбалка
Есть сны, навеянные мыслями, тревожащами человека в течение дня, а есть - пророческие Галилея (север Израиля) изобилует могилами праведников, известных мудрецов времен Мишны и Талмуда, персонажей книги «Зоhар». Однако мало кому известно, что до времен Аризаля большинство этих захоронений были безымянными. Именно этот великий каббалист открыл, кому принадлежат те или иные могилы — иногда в результате расследований, иногда благодаря пророческому дару. Случалось и так, что информация об этом открывалась во сне его ученику, рабейну Хаиму Виталю.
Надо сказать, что Хаим Виталь учился у Аризаля всего два года. Однако этого оказалось достаточным, чтобы впоследствии написать восемь томов «Китвей Ари», в которых излагается учение о сфирот. Мало того, в «Сефер Хезьонот» («Книге видений») р. Хаим Виталь утверждает, что Аризаль после своей смерти часто являлся ему во сне, чтобы дополнить что-либо из своего учения.
«Во вторую ночь Рош hа Шана, — пишет реб Хаим Виталь, — мне приснился мой покойный учитель [Аризаль. — А.Р.]. Он сказал: “Я хочу тебе поведать, почему царь Давид так сожалел о своем первом сыне от Бат-Шевы, умершем в младенчестве. Этот ребенок умер еще до того, как ему успели присвоить имя. В дальнейшем душа его переселилась в Нехемью [пророк и вождь еврейского народа времен выхода из Вавилонского пленения. — А.Р.]. В результате того, что ребенок умер безымянным, имя Нехемьи упоминается только в паре с Эзрой [другим лидером того же периода. — А.Р.]”».
Впрочем, не только к Хаиму Виталю, своему любимому ученику, являлся во сне Аризаль. Однажды он пришел к рабби Моше Ахи (который тоже был одним из его учеников), чтобы рассказать о тайне благословения Рефаейну («Лечи нас, Г-сподь, и излечимся…», — из молитвы Амида). Значение рофе («врач» на иврите) в гематрии равняется 288 (гематрия включает колель. — см. материал «Число и буква»). Причиной же всех болезней являются РаПаХ ницоцот, «288 искр святости» , упавшие в клипот … При прочтении благословения следует мысленно просить Б-га о том, чтобы Он, в роли Врача смягчил 288 искр святости — это поможет изцелению больного.
(Здесь следует пояснить подробнее.
Мир состоит из 10 сфирот — мы о них уже говорили. В каждой из сфирот содержатся 32 пути распространения мудрости. «Искры святости» и есть возможные пути действия сфирот. Таким образом, изначальное количество искр святости равнялось320. В результате швират келим (разбития сосудов), об этом понятии мы поговорим в дальнейшем, лишь 32 искры остались неприкосновенными, а 288 «упали», перемешались с клипот — материальными оболочками. Наша задача как евреев — «извлечь» искры из кожуры, использовать смесь материального и святости на добрые цели. Что мы и делаем, исполняя заповеди и используя материальные предметы для духовных надобностей. А с приходом Машиаха «из искры возгорится пламя», во что верил еще Владимир Бланк…)
Хаим Виталь, услышав этот сон, добавил:
«Число 288 зашифровано в благословении Рефаейну еще в одном месте! Первые буквы слов Рофэ холей амо Исраель (исцеляющий больных народа своего, Израиля) также составляют 288…». Эта история, наравне с другими, попала в «Книгу видений».
Как трактовать этот сон? Допускаю, что душа Аризаля действительно явилась во сне своему ученику, чтобы подсказать верный ход мысли. С другой стороны, очевидно, что реб Моше в течение дня много думал о гематриях и каванот (духовном наполнении слов молитвы). Так, может, этот сон — следствие головоломки, над решением которой он бился в течение дня? Возможно, мозг каббалиста в полуночной дреме сам произвел эти вычисления?
Такое часто бывает! Помню, меня долгое время мучил вопрос — когда нужно произносить благословение, накладывая тфиллин. В момент, когда продеваешь руку в петлю или когда начинаешь наматывать ремни?.. Несколько дней я размышлял над этим, пока, наконец, не увидел во сне:
последние слова благословения следует произнести в тот момент, когда узел тфиллина (в форме буквы йуд) касается коробочки. Этот момент символизирует единение духовного и материального. Узел в форме буквы йуд символизирует четырехбуквенное имя Б-га, начинающееся этой буквой, а коробочка тфиллин называется баит («дом» на иврите) — а разве не домом служит для нас материальный мир?
Естественно, я никому не собираюсь навязывать свой сон в качестве hалахического постановления, но для себя сделал из этого соответствующие выводы.
***
До сих пор мы говорили о снах, которые, в принципе, могли являться результатом неконтролируемой деятельности мозга — дескать, человек все время думает о Каббале, и ему в конце концов снятся гематрии и души пророков и праведников. Однако следующая история заставляет задуматься: в самом деле, а не посылаются ли нам сны с небес?
Историю эту я слышал от известного сефардского раввина Хаима Пинто, в честности которого не могу усомниться даже на миг. А произошла она с его дядей, равом Даhаном, и дедом, которого тоже звали рав Хаим Пинто.
Итак, перенесемся мысленно в Северную Африку, в Магриб. Один богатый еврей, торгующий этрогами , ехал с караваном к городу, где жил рав Даhан, сын великого каббалиста рава Хаима Пинто (деда. — А.Р.), к тому времени уже покойного. Неожиданно на караван напали бедуины-разбойники. Купец в страхе дал обет: если удастся спастить, пожертвую 500 золотых монет на синагогу рава Даhана — огромная по тому времени сумма! Буквально чудом караван спасся (как — об этом история умалчивает). Приехав в город, купец начал раскаиваться в своем опрометчивом обете. Он решил: «Пожертвую-ка я меньшую сумму, а перед Рош hа-Шана сделаю hатарат недарим — обряд освобождения от обетов!».
Ночью раву Даhану приснился его отец, рав Хаим Пинто, который повелел ни в коем случае не брать от купца меньше пятисот монет!
Наутро купец пришел в синагогу, принес в подарок раву Даhану пять хороших этрогов и сто золотых монет. Рав с благодарностью принял этроги, а от денег отказался.
— Я не возьму меньше пятисот монет! — сказал он.
Купец побледнел. Он пробовал постепенно повышать сумму, но рав был непреклонен: если хочешь дать пожертвование — давай 500 монет и точка.
Наконец купец скрепя сердце вручил раввину 500 монет, обещанных по обету. Рав тут же, на месте, отдал купцу деньги обратно и сказал:
— Лучше вообще не давать обетов, чем давать, а потом отказываться от них. Я это сделал для того, чтобы на тебе не висела тяжесть неисполненного обета.
История вполне в духе Коэльо — вот только произошла она совсем недавно, перед Второй мировой войной. И из нее мы видим, как человек узнает во сне что-то такое, чего не мог бы узнать другим путем.
***
Существуют обычаи и правила, связанные со снами. Однажды мне приснилось, что я стою возле оhэля (небольшого здания, возведенного вокруг могилы) Любавичского ребе. Рядом, как водится, еще несколько хасидов (там всегда много народу). Вдруг дверь оhеля открывается, и оттуда выходит живой ребе Менахем-Мендл!
— Сейчас я буду принимать хасидов на йехидус, — сказал Ребе. (Йехидус – это беседа хасида и ребе с глазу на глаз.) — Сначала зайдешь ты, — он указал на одного парня, — а потом ты.
При этих словах Ребе посмотрел на меня и коснулся моего солнечного сплетения. Во сне я явственно ощутил его прикосновение! Молодой хасид зашел с Ребе в оhель, а за мной выстроилась очередь. Я стою, очень довольный: как-никак, я второй, и мне точно удастся поговорить с Ребе! Хасид вышел, я зашел в оhэль… но там… уже было пусто. Во сне я очень обиделся на Ребе — в конце концов, мог бы меня принять… Потом я рассказал о своем сне старым хасидам, и они сказали, что если бы я зашел на йехидус — скорее всего, вскоре оказался бы «в мире истинном».
Традиция говорит, что если вам снится умерший и хочет что-то дать — ни в коем случае нельзя принимать эту вещь, иначе отправитесь вслед за ним. Но разве во сне уследишь за своими действиями!?
Вот что рассказывает реб Хаим Виталь в «Книге видений»:
Однажды он делал шеелат халом по поводу Каббалы. И во сне увидел одного из учеников Аризаля, своего соседа, рава Авраhама Леви. Тот сидел на подоконнике. Он поздоровался с Хаимом Виталем и сказал:
— Я хочу научить тебя нескольким тайнам, касающимся исполнения заповеди тфиллин.
— Если хочешь, я тебе расскажу около 80-ти тайн тфиллин, большинство из которых ты не слышал! — ответил реб Хаим и рассмеялся.
Тогда гость начал говорить и сказал несколько поразительных вещей, после чего встал и собрался уходить.
— Почему ты уходишь? – спросил реб Хаим.
— Ты же меня звал, я пришел, сейчас вижу, что ты не хочешь со мной говорить, так я пойду своей дорогой, — ответил гость.
Только тут реб Хаим понял, что это был пророк Элияhу! Но было уже поздно. Реб Хаим только успел спросить, сможет ли он написать комментарий книге «Зоhар».
— Не сможешь, пока не придет время, — ответил Элияhу и исчез.
И хотя потом реб Хаим Виталь написал много книг, комментария к «Зоhар» он так и не создал… Одни говорят с небом спорить нельзя, то что дали иметь,то имей Ещё говорят жить надо как вся земля но дело во мне.а не в ней знаю внутри меня сотни тысяч безумств, да,я просто другая Меня разрывает на части от сил,и от чувств,а может быть я уже голубая?
|
|
annabelle ![]() Annabelle is a female given name,a variant of Anna |
Каббала: еврейский народ «спит»!
Материал подготовил Александр Рыбалка
То, что снится нашим современникам, — суета сует! :: Почему сон привлекает внимание современных каббалистов? :: Народ будет находиться в «спящем» состоянии, чтобы вынести изгнание… За то время, пока публиковались эти заметки о сне и сновидениях, я получил массу вопросов на тему: «Что означает тот или иной предмет, привидевшийся мне во сне?».
Конечно, в сонниках можно отыскать толкование чему угодно, однако я бы советовал помнить слова еврейского мудреца Хафец Хаима , жившего, практически в наше время: «Те сновидения, которые снились мудрецам Торы еще 400–500 лет назад, действительно имели смысл и значение. То же, что снится нашим современникам, есть суета сует, очищение мозга».
Так что давайте-ка от зыбкого мира видений перейдем к реальной hалахе (еврейскому закону), которая, в данном случае, тесно переплетена с Каббалой.
Проснувшись, еврей сразу же говорит краткую молитву Модэ ани лефанэха… («Благодарю Тебя, царь живой и сущий, что вернул мне душу по милости Своей; велика моя вера в Тебя!»).
Согласно Каббале, эта молитва произносится потому, что во время сна часть человеческой души отсутствует, путешествуя где-то… А проснувшись, мы обретаем часть своей души заново, за что и благодарим Творца.
ЭРУДИТУ НА ЗАМЕТКУ:
Существует интересный хасидский обычай: если кто-то заснул в синагоге во время учения или во время Тиш , его не будят — считается, что душа спящего пребывает в это время в высших мирах…
Обратите внимание: в словах молитвы «Модэ Ани» нет имени Всевышнего, только эпитеты — «царь», «живой» и т.д. Это вызвано тем, что тело только что проснувшегося человека ритуально нечисто и он не вправе произнести священное Имя.
Наивысшей степенью ритуальной нечистоты обладает тело умершего. Однако сон называется мудрецами «одной шестидесятой смерти», т.е. нечистота спящего в 60 раз меньше нечистоты мертвеца. С пробуждением душа возвращается в его тело, но «дух нечистоты» остается — в кончиках пальцев. От него-то и избавляемся мы с помощью утреннего омовения рук, называемого на идиш негл вассер («водой для ногтей»).
Почему «дух нечистоты» остается именно в пальцах, понять нетрудно. Рука к пальцам «сужается», что в духовном плане отражает цимцум — сжатие, а там, где речь заходит о сжатии, всегда появляются силы гвурот и, пуще того, силы нечистоты.
После сна (как, кстати, и после посещения туалета) мы выливаем воду по очереди на правую и левую руки три раза подряд. Говорится, что «дух нечистоты» перепрыгивает с одной руки на другую, слабея с каждым разом, а после третьего исчезает совершенно. Раввин Элиэзер Шапиро из Ужгорода рекомендовал обливать руки четырежды — для полной гарантии.
После всей критики в адрес современного толкования снов остается открытым вопрос: почему сон привлекает внимание каббалистов в наше время?
Рабби Шолом-Бер из Ляховичей говорил, что есть четыре степени сна:
«дремлет и не дремлет» (или, по-нашему, легкая дрема);
настоящий сон;
тардема — тяжелый, глубокий сон (этот вид сна несколько раз упоминется в Торе);
hиталфут — нечто среднее между сном и обмороком, когда человека надо немедленно пробудить, чтобы его не покинула жизненная сила.
Однако существует еще и пятое, более глубокое состояние (я бы перевел его как «летаргический сон»), при котором в человеке остается лишь малая доля жизненной силы, и при котором он не реагирует на окрики и тычки.
Раввин Аhарон Рота, автор книги «Шомрей Эмуним», говорит, что сегодняшнее духовное состояние еврейского народа соответствует именно этой, последней категории сна. Исключение составляют разве что наиболее выдающиеся представители еврейства, каковым был, например, Любавичский ребе. В священных книгах говорится, что перед приходом Машиаха большинство народа будет пребывать в «спящем» состоянии души, причем сон этот будет настолько глубоким, что для пробуждения придется приложить очень большие усилия.
Один из хасидских ребе объяснял это следующей притчей.
У одного царя заболел сын. И так ослаб, что не мог даже принимать лекарства. Тогда один из лекарей предложил пропитать лекарством простыни и завернуть в них сына. Но лекарство было настолько жгучим, что царевич не мог выносить прикосновений пропитанной снадобьем ткани. Тогда врач решил дать больному снотворное, чтобы тот погрузился в сон и смог вынести мучения.
Так Всевышний, чтобы очистить народ Израиля от грехов, окутал его жгучей пеленой галута, изгнания. А чтобы мы могли вынести изгнание, погрузил народ свой в глубокий сон.
В общем, пора просыпаться, дорогие читатели. Судя по всему, во сне уже больше ничего интересного нам не покажут, и такие события, как приход Машиаха и постройка Третьего Храма, нам придется смотреть наяву! Одни говорят с небом спорить нельзя, то что дали иметь,то имей Ещё говорят жить надо как вся земля но дело во мне.а не в ней знаю внутри меня сотни тысяч безумств, да,я просто другая Меня разрывает на части от сил,и от чувств,а может быть я уже голубая?
|
|
Bina7 |
Для сравнения
Рав Лайтман: Каббала занимается изучением законов мироздания, строения души и управления мирами. То, что Вы спрашиваете о снах, относится к животному телу человека. Нет никакой связи снов и духовных сил. Сны говорят о том, что происходит с телом, а не о том, что происходит с душой. Поэтому нет смысла изучать сны и не имеет значения, как спать, для того чтобы духовно возвышаться и постигать мироздание. Ведь наш сон - это чистая физиология, как у всех животных. Сон является не более чем продуктом дневных переживаний. Переживаемое человеком освобождается во сне от волевых ограничений и может принимать иногда утрированные произвольные формы, которые налагаются на другие блуждающие мысли и впечатления и порождают "видения" во сне. Все это не более чем психологические переживания. Бывает, что именно благодаря освобождению от волевых ограничений, существующих в состоянии бодствования, человек ощущает предчувствия будущего, которые, возможно, и сбываются. Сны могут быть связаны только с происходящим в нашем мире, они - выражение мыслей человека, его желаний или страхов. Возможны и предчуствия того, что будет. Ведь все уже есть и постоянно существует, но только скрыто от нас. Мы же ни в коем случае не должны стремиться заранее все знать. Мы должны идти только своими силами и разумом, по правилу: "Если не я за себя, то кто за меня?"
Молитва на сон В молитве, произносимой перед сном, есть такие слова: "Справа от меня Михаэль, слева - Гавриэль, передо мной - Уриэль, позади - Рафаэль, а над головой моей - Шхина Б-га". Какие духовные силы обозначают эти имена?
Все делится на 4: хохма, бина, з"а, малхут, 4 буквы имени Творца АВА"Я, 4 стороны света, 4 степени авиют кли и пр. - против них есть 4 основные активные двигающие, развивающие человека силы:
1. Положительные силы - эти 4 ангела, бесчувственные, роботоподобные силы, силы Творца, которые выполняют определенные, заданные функции в творении.
2. Отрицательные, противоположные во всем положительным силы, с задачей "вредить", а попросту, "встряхивать" человека, чтобы искал путь исправления вынужденно, если сам искать его не хочет.
На своем духовном пути каббалист поочередно проходит различные состояния. Одно из них, переходное, духовное состояние "сон". Т.е. каббалист сознательно теряет предыдущее знание и ощущение, желая подняться на следующую ступень, он должен опустошиться от прошлого.
В таком случае опустошения, бессознательного продвижения, он, естественно, желает, чтобы его вели добрые силы. Ведь сам в этом состоянии активно не "идет", потеряв прошлый свет, а новый еще не получив. Поэтому желает, чтобы его вели вперед 4 добрых ангела.
Это свое намерение он и выполняет в особом духовном действии, называемом "молитва на сон грядущий", т.е. настраивает (програмирует) себя на сближение с Творцом, когда активно не сможет это делать. Подробнее о сне, как обязательном состоянии перехода между духовными ступенями при движении снизу вверх, объясняется в Талмуде Эсэр аСфирот на многих десятках страниц.
|
Астро-рунопрогноз на декабрь 2025 для Весов, Скорпионов, Стрельцов, Козерогов, Водолеев, Рыб.
Символический прогноз на ноябрь 2025 года
Месяц Свиньи 2025
Война как результат экзистенционального кризиса Зеленского и Путина.
Гороскоп на ноябрь 2025