Форум на ОКУЛУС

Тема 10810, сообщений: 5

Автор Сообщение
Теплый дождь
консультирую,
астро-рунолог
     30 июля 2007 (01:18)

Дорогие форумчане,доброй ночи..

Нашла очень ,пожалуй,особенный эзотерический материал,и спешу с Вами поделиться..Это два не связаных,или связанных лишь немного материала...Просто,-один плавно перетекает-в другой.. Надеюсь,Вам понравится..

Первый посвящен исторически очень известному алмазу,известному больше-,как "Виттельсбах"-алмаз невест..

Дама в черной мантилье и плотной вуали, скрывавшей лицо, глухо произнесла:

- Вы должны написать мой портрет, дон Диего!

Веласкес окинул незнакомку пытливым взглядом: дама явно богата, мантилья дорогая – оторочена мехом и расшита золотом. В черной вуали блестят крохотные бриллиантики. Но как она отважилась явиться вечером в мастерскую художника одна?! Ведь мадридские красавицы и носа не кажут на улицу без дуэньи! Может, незнакомка живет в одном из покоев королевского дворца, как и сам Веласкес? Но все равно... Осмелиться незваной войти к мужчине?! Веласкес не любил загадок. Он слишком дорожил своей должностью при дворе короля Филиппа IV и потому ответил не очень любезно:

- Я не пишу по заказу, сеньора. Тем более людей незнакомых.

- Но меня вы напишете! - настаивала незнакомка, гордо вскинув подбородок.

Где Веласкес мог видеть эту женщину? Он стал лихорадочно вспоминать, но в этот момент мантилья упала на пол, и перед взором художника предстала... совершенно обнаженная красавица. Вот только лица он так и не разглядел - его по-прежнему скрывала плотная вуаль.

- Напишите меня так! - не попросила – потребовала гостья.

Веласкес остолбенел... Что делать? Прогнать безумную незнакомку? Но как это сделать поделикатнее? Он ведь не слишком-то разбирается в тонкостях дворцового этикета. Конечно, уже минула четверть века, с тех пор как он, деревенский недотепа из Андалусии, появился в столице. Тогда двадцатичетырехлетнему Веласкесу выпало огромнейшее счастье стать личным живописцем короля. Но что скажет монарх, увидев портрет обнаженной дамы?! В благочестивой католической Испании никто еще не осмеливался изобразить ничего подобного...

А впрочем... вдруг именно ему, Веласкесу, и суждено стать первым? Недаром же он - «первый живописец короля». Разве можно равнодушно взирать на такую красоту, которая сама просится на холст?! Диего мог бы изобразить свою гостью, например, богиней Венерой. В конце концов, если возникнут вопросы, всегда можно сказать, что холст с нагой красавицей он привез из Италии. Он ведь совсем недавно был там...

- Так что же вы молчите? - язвительно спросила незнакомка. - Короля боитесь или Церкви?

Художник вытер вспотевшие руки о камзол. Нелегко ему решиться на такое.

- Король, возможно, и простит, но Церковь... Не приведи Господь - суд инквизиции. Знаете, что такое аутодафе?!

Красавица подобрала с пола мантилью и кокетливо прошептала:

- Я заплачу по-королевски!

Веласкес оторопел: Боже правый, не хватало еще ему, благочестивому мужу и отцу семейства, завести интрижку на старости лет! Ему же через пару лет сравняется пятьдесят!

- Вы не поняли! - улыбнулась под вуалью незнакомка. - Я предлагаю вам не себя, а вот это!

На узкой ладони бездонной синевой блеснул драгоценный камень.

Художник ахнул. Для него, первого живописца двора, королевская сокровищница всегда была открыта. Он брал изумруды и жемчуга, когда писал парадные портреты королевы, испанских инфант, бриллиантовые гарнитуры для портретов монарха и сына-наследника. Но ни разу Веласкес не осмелился взять этот завораживающий взор синий камень. Даже хранитель драгоценностей короны не мог сказать, как он появился в сокровищнице, зато все знали, что это драгоценность Неба, алмаз невест, охраняющий супружеское счастье. Когда королева выходила замуж за Филиппа IV, тогда еще принца, на ее свадебном платье сияла брошь с синим алмазом - покровителем невест.

- Откуда у вас этот камень? - взволнованно прошептал Веласкес.

- Не волнуйтесь, я его не украла, - спокойно ответила незнакомка. - Мне отдал его сам Филипп. Король хочет, чтобы камень стал вкладом за мой наряд невесты. Увы, он не будет пышным... Один черный подрясник. Я должна уйти в монастырь и стать Христовой невестой. Но прежде чем сделаю это, хочу, чтобы моя красота осталась хотя бы на холсте, ведь больше ее никто не увидит. Рисуйте, дон Диего, - и я отдам камень вам!

Незнакомка протянула алмаз Веласкесу. Художник знал про него все: темно-синий, почти округлый, с восьмьюдесятью двумя гранями, весом в тридцать пять с половиной карат.

- Но почему Филипп отдал этот камень вам? - недоуменно спросил Диего. - Вы состоите в родстве с королевской семьей?

- Это не имеет значения! - Незнакомка поежилась от ночной прохлады. - Говорят, вы пишете картину без предварительных набросков, за один сеанс. Тогда начинайте, маэстро!

Словно зачарованный, Веласкес начал быстро натягивать холст. Конечно, камень превосходен, но не редкая драгоценность потрясла художника, а ее хозяйка. Нельзя, чтобы такую красоту похоронили за глухими стенами монастыря! Он напишет Венеру перед зеркалом, но не так чувственно, как итальянцы. Диего нарисует целомудренную испанскую богиню. Прекрасные изгибы женского тела - и никакого вожделения! И, конечно, никакой пышности - только скромное черно-белое покрывало, на котором лежит Венера, и крошечный Амур, держащий зеркало.

- Вам придется прийти завтра, донна! - произнес художник, ловко орудуя кистью. - И снять вуаль. Я допишу лицо. И только тогда смогу принять от вас этот божественный алмаз.

Незнакомка едва кивнула, взяла камень и удалилась. Больше Диего ее не видел. Через неделю, рисуя портрет королевского карлика, Веласкес услышал, что одну из кузин монарха насильно увезли в монастырь. Возможно, он встречал ее в полутемных залах испанского дворца, но не знал в лицо. У короля же больше сотни родственников!

Однако «Венеру перед зеркалом» нужно было закончить. Веласкес написал лицо с одной из своих натурщиц, но остался недоволен результатом. Художник бился над ним еще много месяцев, но все равно было заметно, что лик Венеры, обрамленный земными золотистыми локонами, не гармонирует с небесной красотой тела. В конце концов Веласкес решил оставить все как есть. А потом и вовсе увез картину из дворцовой мастерской в поместье жены под Севильей - от греха подальше! Своей верной супруге Хуане он объяснил, что богиня Венера - символ «вечной женственности». Жена, конечно, повздыхала и на всякий случай спрятала нескромный холст в потайном ящике большого комода - вряд ли церковные власти одобрят эту самую женственность.

А синий алмаз, которому, казалось бы, суждено было навсегда оставаться в монастырской сокровищнице, вновь оказался в королевской казне. Веласкес увидел его в 1660 году, когда Филипп IV решил выдать одну из своих дочерей, инфанту Марию Терезу, за молодого французского короля Людовика XIV и поручил организацию этого чрезвычайно важного для Испании торжества своему любимому художнику. Причем объяснил это так: «Мой дон Диего слишком большой молчун, чтобы проболтаться обо всех сюрпризах, и слишком нелюдим, чтобы назначить на денежные места своих людей!»

Веласкес действительно все сделал сам. Придумал и фасон свадебного платья инфанты, и цветочную декорацию барки, на которой невеста должна была переплыть реку Бидасоа - по ней проходила граница Испании и Франции, и эскиз кареты в виде сказочного грифона, «на котором испанская красавица воспарит в Фонтенбло». Филипп во всем положился на своего любимца. Но драгоценности для приданого они отправились выбирать вместе.

Хранитель королевской сокровищницы уже ждал их, склоняясь в нижайшем поклоне. Кованые сундуки были распахнуты, и в свете многочисленных факелов драгоценные камни искрились всеми цветами радуги. Главные сокровища короны были разложены на специальном столе, затянутом лиловым бархатом. Король поднял на художника тяжелый взгляд:

- Каков ваш выбор, дон Диего?

Художник склонился в низком церемониальном поклоне (нельзя же просто так говорить с «Его католическим величеством»!) и начал, тщательно подбирая слова:

- Вот этот жемчужно-бриллиантовый гарнитур из двадцати семи предметов - любимец инфанты. Конечно, она должна взять его с собой. А этот набор из тридцати подвесок восхитил посла Франции. Тот даже сказал, что в его стране нет ничего подобного. Значит, надо включить в приданое и его - утереть нос французам. А вот это... - голос Веласкеса дрогнул. - Неужели это алмаз невест? А говорили, что он утерян...

Филипп ткнул пальцем в темно-синий камень:

- Он действительно вечно куда-то пропадает, но всегда находится. Правда, в последний раз я тайком отдал его двоюродной сестрице в качестве вклада в монастырь Мадре-де-Диос. Думал, она станет Христовой невестой. Но сестрица оказалась бунтовщицей. Мало того, что в монастырь пришлось тащить ее силой, так она еще и умерла, не дождавшись пострига. Вот монахини и вернули камень.

Веласкес поежился: бедная девушка стала жертвой интриг, а Филипп говорит об этом так хладнокровно. Сколь жесток королевский двор! И что стало бы с самим Веласкесом, узнай король, что его художник нарисовал обнаженной даму из королевского семейства? Казнь? Пытки? Хорошо, что жена надежно спрятала крамольный портрет...

- Раз этот камень считается драгоценностью невест, - выдавил он, - не отдать ли и его в приданое инфанте?

Король тяжело вздохнул:

- Вообще-то я думал об этом. Но уж больно алмаз красив. Да и брак Марии Терезы с Людовиком - династический. Сколько ни посылай алмазов, вряд ли они принесут счастье. Но скоро подрастет моя любимица инфанта Маргарита, та самая, которую ты так часто рисуешь. Мне особенно нравятся твои «Менины». Там запечатлены все, кого мне приятно видеть: ты сам со своими кистями, мои смешные карлики, фрейлины-менины - любимицы королевы, даже твой родственник дон Хосе - в дверном проеме. Ну и, конечно, мы с королевой, отраженные в зеркале. А в центре - наша золотоволосая Маргарита. Тогда ей было шесть лет. Теперь уже девять. Скоро и ее сосватаем. Вот тогда и отдадим синий алмаз. Пусть принесет ей счастье!

Филипп знал, что говорил. Брак Короля-Солнце с Марией Терезой оказался хоть и долгим, но абсолютно несчастным. Королевские фаворитки менялись как перчатки, и законная супруга выплакала все глаза. А вот младшая дочь Филиппа IV, золотоволосая Маргарита, в конце 1666 года вышла замуж вполне удачно. Любимого живописца короля, Диего Веласкеса, к тому времени уже не было в живых, так что свадьбу пятнадцатилетней инфанты и двадцатишестилетнего императора Священной Римской империи Леопольда I Габсбурга, бывшего еще и королем Венгрии и Чехии, увековечивал уже другой художник.

Леопольд был человеком весьма талантливым и разносторонним. Сочинял прекрасную музыку, обожал живопись и увлекался науками. Свою золотоволосую жену он полюбил страстно - заваливал подарками, развлекал концертами, даже подарил ей часы собственного изготовления. Правда, он отличался истовой набожностью и каждый день подолгу молился. Но это никак не смущало новобрачную - ведь при испанском дворе богослужение, казалось, и вовсе никогда не прекращалось. И юная Маргарита всегда знала, какими мечтами занять свое воображение, слушая очередную мессу.

Переехав из Мадрида в Вену, где находилась официальная резиденция Леопольда I, новоявленная императрица являлась на богослужения в дворцовую церковь на испанский манер - в скромном глухом платье и почти без украшений. Только брошь, в центре которой сиял темно-синий алмаз, украшала ее левое плечо. Рядом с не слишком привлекательным внешне мужем Маргарита смотрелась настоящей красавицей. В общем, супруги дополняли друг друга и были счастливы, хотя брак их оказался недолгим: спустя семь лет после свадьбы императрица умерла при родах.

Синий алмаз остался в сокровищнице Леопольда. А через три года император преподнес его своей новой невесте - немецкой принцессе Элеоноре. И та приколола его на корсаж свадебного платья. Камень оправдал надежды - принес счастье новой владелице. Леопольд стал ей верным мужем, нежным отцом ее детей, в том числе и наследника - будущего императора Иосифа I. Однако уже лет с пятнадцати Иосиф доставлял родителям сплошные огорчения: во дворце не осталось ни одной придворной дамы или камеристки, не пострадавшей от его притязаний. Дошло до того, что благородные фамилии перестали отправлять к имперскому двору своих дочерей. Элеонора решила воздействовать на сына ранней женитьбой. И в двадцать один год он повел к алтарю веселую красавицу Вильгельмину Амалию, дочь герцога Брауншвейгского. Чтобы заручиться благословением Небес, императрица собственноручно приколола в день свадьбы к ее платью волшебный камень невест. Церемония венчания прошла необыкновенно пышно. Леопольд I довольно кивал головой, слушая брачные обеты наследника. Наконец-то его сын образумится, и жизнь войдет в спокойное русло. Императрица даже прослезилась, когда невеста тоненьким голоском произносила слова своей клятвы: «Я, Вильгельмина Амалия...» Вдруг застежка броши расстегнулась, синий алмаз с резким стуком упал на мраморный церковный пол.

Амалия ахнула, но слова обета прервать не решилась. Потом вступил архиепископ, венчавший молодых. Когда же он произнес: «Скрепите свою клятву поцелуем», принц Иосиф, неуклюже шагнув к невесте, наступил на камень. Алмаз чиркнул о мраморный пол, королева тихо вскрикнула: «Благослови нас боже!»

На другой день покореженную драгоценность показали лучшему мюнхенскому ювелиру. Тот, тщательно осмотрев ее, вынес вердикт:

- Брошь, конечно, можно восстановить. Прикажете огранить камень заново?

Леопольд I вопросительно взглянул на жену. Та вздохнула:

- Не стоит! Это знак божий... Видно, брак нашего сына не будет удачным.

Все так и вышло. Женитьба не отвратила Иосифа от похождений на стороне. Напротив, он стал еще разнузданнее, особенно когда в 1705 году, после смерти отца, взошел на престол. Вдовствующая императрица Элеонора с грустью наблюдала, как ее непутевый отпрыск меняет фавориток. Ради них он опустошал казну, передарив почти все драгоценности. Последняя пассия, шумная вульгарная Марианна Пальфи, дочь венгерского богача, попыталась заполучить и главное сокровище - синий алмаз невест. Может, втайне надеялась стать будущей императрицей...

Как-то утром Иосиф бесцеремонно ворвался в спальню матери:

- Прошу вас отдать мне синий алмаз!

Элеонора гордо вскинула голову:

- Вы пьяны, сын мой! Немедленно покиньте мои покои!

Иосиф подскочил к матери, вознамерившись то ли ударить, то ли заломить ей руки. Но Элеонора оказалась проворнее и оттолкнула сына. Иосиф упал. Боже, от постоянных попоек и венерических недугов он оказался слабее своей старой матери!..

Элеонора перешагнула через копошившуюся на ковре пародию на монарха и молча покинула будуар. Нет уж, волшебный камень не достанется какой-то венгерской потаскушке! Вызвав личного ювелира, она приказала положить алмаз невест в банк на имя своей любимой внучки - эрцгерцогини Марии Амалии. Пусть он принесет ей счастье!

Однако до свадьбы внучки вдовствующая императрица не дожила. Ей так и не суждено было увидеть, как в 1722 году при стечении представителей всех королевских домов Европы Карл Альбрехт Баварский из рода Виттельсбахов взял в жены юную Марию Амалию из рода Габсбургов. На белоснежном платье невесты красовался волшебный алмаз. Именно с того дня он и получил свое нынешнее гордое имя - «Виттельсбах».

Брак оказался весьма счастливым. Более того - прямые потомки Карла Альбрехта и Марии Амалии правили Баварией свыше полутора столетий. Знаменитый алмаз активно помогал своим владельцам: баварские правители регулярно брали деньги под залог знаменитого синего камня и, что удивительно, всегда находили средства для его выкупа. Мистический темно-синий всегда возвращался в семью и блистал на свадебном наряде очередной новобрачной, выдаваемой замуж из дома Виттельсбахов. Воистину алмаз невест!

Однако в приданое баварцы никогда его не отдавали. Напротив, бережно хранили в семье - в сокровищнице фамильного дворца Виттельсбахов в Мюнхене. А когда у курфюрста Максимилиана III появилось достаточно денег, он приказал мюнхенским ювелирам установить камень в центр восьмиконечной бриллиантовой звезды и окружить его семьюстами бриллиантами разных размеров. Пусть все видят, сколь любят Виттельсбахи свою легендарную драгоценность!

Родовой алмаз не покинул Виттельсбахов и в самое тяжелое время. Под давлением революционных настроений последний король Баварии Людвиг III в 1918 году вынужден был отречься от престола. Все имущество двора, кроме личных вещей монарха, ушло в казну. И надо же - среди этих личных вещей оказался синий алмаз! В последний раз он был на короле на церемонии его отпевания в мюнхенской церкви театинцев в 1921 году.

Надеяться на возрождение баварской монархии после поражения Германии в Первой мировой войне уже не приходилось, а средств на жизнь у наследников Людвига III катастрофически не хватало. И тогда они решились на крайнюю меру - выставили легендарный синий алмаз на торги. В ноябре 1931 года камень был продан на лондонском аукционе «Кристи» за огромную по тем временам сумму - 56 тысяч фунтов стерлингов некоему мистеру Торпу. Но когда Виттельсбахи попытались выяснить, кем собственно является этот таинственный мистер Торп, ничего не вышло. Более того новый владелец не явился за камнем и, как объяснил аукционист, даже не уплатил заявленные деньги.

Наследники потребовали вернуть алмаз, но и это оказалось невозможным. Фирма «Кристи» уже выставила его на новый предаукционный просмотр. Однако на выставке Виттельсбахи увидели вместо своего родового камня лишь мастерски выполненную копию. Как объяснили служащие аукциона, это сделано по соображениям безопасности. Обескураженные наследники снова потребовали возврата камня. Но вместо «Виттельсбаха» им вернули... деньги.

Кому был продан мистический камень невест, так и осталось тайной. Алмаз пропал на десятилетия, объявившись только в начале 1947 года. Перед самой знаменитой свадьбой ХХ века - королевы Великобритании Елизаветы II и принца Филиппа - в секретариате Букингемского дворца раздался телефонный звонок. Неизвестный предлагал купить для приданого юной королевы легендарный камень невест. Но цена!.. В то время Англия, как и весь мир, только приходила в себя после Второй мировой войны. Королевская свадьба и так потребовала фантастических затрат. Словом, молодая Елизавета не осмелилась их увеличить. В конце концов, разве не достаточно сокровищ в английской казне?

Оказалось - недостаточно. Нет, конечно, королева Елизавета вот уже более полувека здравствует во вполне благополучном браке. Но вот наследники ее никак не найдут своего счастья: то разводятся, то снова женятся, чтобы опять развестись. Может, если бы талисман семьи сверкал на белоснежном платье Елизаветы, все вышло бы иначе?..

Кто знает?.. Между тем «Виттельсбах» снова исчез, а потом, разумеется, вернулся - причем совершенно неожиданно и загадочно. В январе 1962 года в офисе ведущего антверпенского специалиста по драгоценным камням Джозефа Комкоммера зазвонил телефон. Непредставившийся незнакомец попросил ювелира взглянуть на один старый камень.

- А откуда он у вас? - поинтересовался Комкоммер.

- Купил четыре года назад. Он был представлен в отделе драгоценностей на Всемирной выставке в Брюсселе. Правда, камень очень старый, хотелось бы переогранить его посовременнее.

Ювелир, прикрыв трубку рукой, вздохнул: беда с этими нуворишами. Надо же выдумать - «посовременнее»! Впрочем, что такого экстраординарного можно приобрести на брюссельской выставке? И Комкоммер пробурчал:

- Присылайте свою покупку, я взгляну, что можно сделать.

Через неделю по обычной почте прибыл мятый пакет, перевязанный бечевкой. Комкоммер небрежно разрезал его ножом и рухнул в кресло - в мятом пакете лежал темно-синий красавец «Виттельсбах». Чтобы понять это, ювелиру даже не потребовалась его незаменимая лупа - ведь он видел камень еще в далеком 1931 году. Но как могло случиться, что легендарная историческая драгоценность оказалась никем не замеченной на массовой выставке, чтобы ее купил необразованный нувориш и засунул в мятый, обмотанный бечевкой конверт?!

Ювелир связался с выставочным комитетом Брюсселя. Хотел хотя бы выяснить - откуда взялся камень. Оказалось, его представил некий фонд, который осуществлял опеку над огромным состоянием недавно умершего человека. Но имя этого господина не оглашалось.

Понимая, что в его руках шедевр, Комкоммер решил выкупить его у владельца. Тот долго не соглашался, но потом неожиданно уступил камень всего за сто восемьдесят тысяч фунтов стерлингов.

Комкоммер не мог поверить в такую удачу. Легендарный алмаз достался ему хотя за весьма приличную по тем временам сумму, но значительно дешевле его подлинной стоимости. Ювелир и решил устроить алмазу мировое турне - пусть все увидят, что историческая драгоценность наконец-то нашлась. Публика валом валила, особенно в Германии. А в 1964 году Комкоммеру пришло короткое письмо из Мюнхена. Анонимный покупатель хотел приобрести «Виттельсбаха» на конфиденциальных условиях без права дальнейшего показа. Ювелир в гневе отбросил послание - какое право имеет этот человек покупать мировую драгоценность, чтобы владеть ею единолично?! Письмо упало на ковер, и из него выпала визитная карточка. Комкоммер подобрал ее, и руки его задрожали: на визитке красовался давно забытый герб Виттельсбахов, а под ним было отпечатано лишь одно предложение: «Скоро моя сестра выходит замуж». Ну что тут сделаешь? Комкоммер вспомнил старинное предание о том, что синий алмаз неизменно служил талисманом высокородных невест. К тому же предложенная сумма оказалась поистине астрономической. Словом, он не смог устоять и продал алмаз. Но имя покупателя так и осталось неизвестным. Как неизвестно до сих пор и местопребывание «Виттельсбаха». Но он непременно найдется. Надо только дождаться какой-нибудь громкой королевской свадьбы.

(Источник:

журнал «Караван историй», январь 2007 )

А теперь-продолжение истории с картиной Веласкеса-в другом рассказе

Чтобы сохранить-сами картины-даю ссылку..:

http://nadka.blog-blog.ru/2007/06/07/hotite-ver...-vladeltsev/


Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
Тильда
     30 июля 2007 (02:46)

НЕ "женщину дождя",так же как и "Крик",даже бы не купила бы.Там же клинника на лицо,хотя есть любители такой живописи.

Теплый дождь
консультирую,
астро-рунолог
     30 июля 2007 (09:13)

Форумчане, ,я веду речь об этой картине Веласкеса:

http://bibliotekar.ru/kVelaskez/15.htm

Именно -о ней рассказывается в двух вышеприведенных постах.На картине Ангел держит Зеркало.Давайте поговорим о магических свойсвах Зеркал и ,вообще,о Зеркалах.

Я опираюсь на очень хорошую монографию-Владимира Синкевича.

Хорошо известное в быту зеркало играет довольно парадоксальную и неожиданную роль в искусстве.. Парадоксальность зеркала проявляется хотя бы в том, что изображение в зеркале всегда на одно измерение меньше, чем мир, который оно отражает. Так, например, мы никогда не видим себя в зеркале такими как мы есть на самом деле, т. е. объемными, а всегда плоскими. Наоборот же, зеркало в предмете культуры, - это не только удвоение изображения, а расширение пространства картины за счет введения дополнительной плоскости восприятия.Металлические зеркала были известны во всех культурах до нашей эры. Круглые ручные и стоячие зеркала из полированного металла /бронза, серебро/ с декоративной ручкой либо подставкой, выполненной в виде фигуры, были известны в эгейской Греции и Великой Греции с архаических времен. Ручные зеркала производились уже в микенскую эпоху. Ручные зеркала с гравировкой в виде фигур и орнаментов появляются у этрусков. В 5 веке до р. х. в Греции было изобретено складное зеркало. Его зеркальная поверхность нередко защищалась крышкой с украшениями. Античность не знала стеклянных зеркал. Со II века до р. х. были известны выпуклые и вогнутые зеркала и основная геометрия отражения зеркалом предметов.

С XI века появились первые известные нам упоминания о зеркалах из стекла. Сначала стеклом покрывали полированную пластинку из металла. В XII-ХIII веках в качестве металла стали использовать свинец /сплав свинца с сурьмою/. С XIV века сплав заменили на оловянную амальгаму, которую получали, наливая на лист оловянной фольги /станиоль/ ртуть.

Первый патент на хрустальное зеркало был взят в 1507 г. Данзало дель Галло. С начала XVII века зеркала стали изготовляться в цеховых мануфактурах. С XIX века в качестве металлической основы под стекло стали использовать серебро. В последнее время листовое стекло движется по конвейеру, где на его поверхность последовательно наносится из пульверизаторов раствор соли серебра и восстановитель, который осаждает из раствора чистое серебро в тонкодисперсной /коллоидальной/ форме; после этого на тонкий слой серебра наносится слой меди, защищавшей пленку серебра, и в заключение оба металла покрываются лаком.

Художники обращаются к Зеркалу,так как ищут "Мгновенности",возможности запечатлеть момент времени..И -это сделать чрезвычайно трудно..Клод Моне: “Я опять взялся за невозможное: воду с травой, которая колеблется в ее глубине. Когда смотришь - чудесное зрелище, но можно сойти с ума, когда пытаешься написать... чем дальше, тем яснее вижу как много надо работать, чтобы передать то, что я хочу уловить: “мгновенность” и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней” (пит.7. с.366).

Корни мировоззренческого содержания образа “зеркала” уходят в мифологическое сознание, для которого “зеркальность” была принципом познания мира, одной из форм его духовно-практического освоения.

“Что проявляется внешним образом, то должно было бы существовать отвлеченно, испокон веков, в первообразе, который отражался в так называемом зеркале maja индийской мифологии, откуда произошли выражения: “magus” (маг), “magia” (магия), “magic” (магизм), “image” (образ), “imagination” (воображение), все подразумевающие облегчения первобытной, живой материи без образа в определенную форму, вид или существо. В новейшей теософии зеркало maja называется Вечным зеркалом чудес, Девственницей Софией, вечно рождающей и вечно девственною” (13. с.22). “Происхождение слова Маг - Название: маг происходит от maja, зеркало (П), в котором Брама, по индийской мифологии, испокон веков видит себя и все чудеса своего могущества” (13. с.33). В древнекитайской мифологии: “Зеркало было знаменательной эмблемой всевидящего ока их главного божества...” (13. с.62).

Так как одной из сторон зеркала является удвоение пространственных характеристик отображаемого объекта, то для мифологического сознания эта закономерность проявилась, прежде всего, в удвоении человека, я сам, и отображенный я в зеркале. Понятие “двойника” есть практически у всех народов, находящихся на определенной ступени развития мифологического сознания, и в Древнем Египте (14. с.10), и в современном Алтае у шаманов (15. с. 58). Но мифологическое сознание зеркала имеет свою специфику, которая отображена в структуре мифологического сознания.

У индийцев, таджиков, персов и других народов, предки которых были близкими родственниками скифов, так совершался свадебный обряд: жених и невеста должны смотреться в одно зеркало. Более того, у некоторых народов именно отраженными в зеркало, а не непосредственно, они впервые видят лица друг друга” (18. с.41). Аналогично бракосочетание у персов: “При заключении брачного договора выдерживается определенный церемониал, выраженный в следующем: расстилается белая скатерть, на которую ставят зеркало, присланное женихом, и зажигают по обе стороны от него свечи /одну во имя жениха, другую во имя невесты/. Во время заключения договора невеста смотрится в зеркало, при этом все завязки и застежки ее одежды должны быть развязаны во избежание затруднений в супружеской жизни” (19. с.157).“У многих народов мира зеркала служили миниатюрной моделью Вселенной, а изображение на них - чем-то вроде календаря, имевшее в глубоком прошлом огромное значение для хозяйственной деятельности” (20.). В Эрмитаже хранится бронзовое зеркало УП века до р. х., с изображением древних животных /из коллекции известного просветителя П. Фролова/. В горноалтайской находке “... глаза зверей на одной дуге - это точки восхода, а на другой - захода солнца” (20.), т. е. оно выполняло функции древнего солнечного календаря

В 40-х годах Х1Х века была даже деревня Зерцалы Боготольского округа Пермской области (38. с.183,209).

У многих народов сохранился обычай - в доме усопшего закрывать тканью все зеркала в доме или поворачивать их к стене. К.Г. Юнг отмечал, что “Известны также аналогичные случаи, когда с приходом смерти разбивается зеркало или падает картина...” (39. с.49).

Вспомните сказку А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”: “... ей в приданое дано было зеркальце одно. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. С ним одним она была добродушна, весела. С ним приветливо шутила и красуясь говорила: “Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?”.

М. Забылин в собрании “Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия” описывает различные формы сохранившихся гаданий: “Гадание на зеркалах производят только самые смелые девушки, которые более осязательно и более серьезно хотят ознакомиться со своей будущностью. Гадание в зеркале, или наведение зеркал, всегда сопряжено с тишиной и молчанием, а вместе с тем и безлюдностью, для чего избирается ночь.

Средств к гаданию на зеркалах много, вот некоторые:

а) в темном покое ставят на стол зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка входит в покой и смотрит через свечу в зеркало, где и видит своего суженного. Когда она скажет “чур меня”, видение исчезает. Но этому верить и нельзя, она скорее себя увидит, чем незнакомое лицо;

б) в Сибири ставят два зеркала одно против другого; перед одним девушка ставит 2 свечи на стол, а другое зеркало уставляет за собою, т. е. поместившись между двух зеркал, очерчивается вокруг себя зажженой лучиной, которой был зажжен огонь в сочельник, и глядит внимательно в поставленное перед собой зеркало. Тут непременно покажется суженный, который будет глядеть через плечо девушки. Нужно во время зачураться, а не оглядываться;

в) гадание посредством зеркала, вероятно, занесено к нам в Россию, а не русское наше, как и многие из гаданий. Вечером берут два зеркала, если можно равной величины, и если можно большие, и устанавливают одно против другого, освещая их при помощи двух свеч с того и другого края. Лучше всего держать зеркало против освященного стенного зеркала и держать в руках так, чтобы из направленных зеркал в стенном образовался длинный коридор, освещенный огнями... Особа, севшая гадать, должна смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора, образовавшегося от двух зеркал, направленных стеклами одно против другого...” (40. с.23-24). М. Забылин там же приводит описанный пример гадания девушек на зеркале, во время которого они увидели в зеркале встречу в день Тильзитского свидания двух императоров Александра I и Наполеона I (40. с.25-26). Неудивительно частое употребление зеркал в сказочной культуре, которая, по происхождению имеет мифологический характер. В приложении к книге Льюиса Кэрролла “Алиса в стране чудес. Сквозь зеркало и что там увидела Алиса или Алиса в Зазеркалье”, Н.М. Демурова отмечает, что “Зазеркалье” разрабатывает тему зеркала, предложенную, в частности, тем же Макдональдом в романтической вставной новелле о Космо Верштале, бедном студенте Пражского университета /роман-сказка “Фантазия”, 1858 г./, те же тенденции у русского поэта С.Г. Фруга /1860-1916/ в стихотворении “Зеркало” /1899/, используется прием “зеркального отражения” (42. с.311).

В комментариях к книге Льюиса Кэрролла, Мартин Гарднер пишет: “В зеркале все асимметричные предметы (предметы, не совпадающие по своим зеркальным отражениям) предстают обращенными, “выворачиваются”. В книге много примеров таких зеркальных отражений” (с.115). Например, самое начало: “... я тебе расскажу все, что знаю про Зазеркальный мир... там есть комната, которая начинается прямо за стеклом. Она совсем такая же, как наша гостиная, Кстати, только все там наоборот! Когда я залезаю на стул и смотрю в зеркало, она видна мне вся, кроме камина...”, “... Тут Алиса оказалась на каминной полке, хоть и сама не заметила, как она туда попала. А зеркало, и точно, стало таять, словно серебристый туман поутру. Через миг Алиса прошла сквозь зеркало и легко спрыгнула в Зазеркалье.”(42. с.114-118). Ш. Лесли в комментариях пишет, что “Зазеркальная жизнь, в которой все возникает в обратной перспективе, есть символ жизни сверхъестественной”. (42. с.295). Эликзендер Тейлор в комментариях отмечает удивительное: “... Кэрролл здесь предвосхищает Эйнштейна. Возможно, он действительно представляет здесь духовные странствия Алисы, в результате которых она оказывается там же, откуда ушла. Однако в основе этого эпизода лежит математический фокус. В нашем мире скорость есть частное от деления расстояния на время: s = d : t. В “Зазеркалье”, однако, скорость есть частное от деления времени на расстояние. При большой скорости время велико, а расстояние мало. Чем выше скорость, тем меньше пройденное расстояние. Чем быстрее бежала Алиса во времени, тем более она оставалась на том же месте в пространстве”. (42. с.345). Мысли Льюиса Кэрролла получили большое влияние. Так в стихотворении “Зеркало” (1899) русского поэта С.Г. Фрула (1860-1916) используется прием “зеркального отражения” и множество других примеров (Очерки Альберто Мангель, “В зазеркальный лес”.

Фантастика освоила тему зеркала по мистическим и оккультным направлениям, уходящим корнями в мифологическое сознание.

Укажу, например, роман Эвелины Шац “Стансы и медитация” с подзаголовком “Антипространства зеркальной иллюзии”, “Серебро-хрусталь. Рояль из дымчатого хрусталя с серебряной пылью. Весь мир как зеркало. Только клавиши из черного хрусталя. Рояль весь светится, у него серебряный тембр. Лишь воображению, а не слуху доступны порождаемые им звуки. Звучащее зеркало отражает пламя свечей Барри Линдона /имеется в виду фильм С. Кубрика “Барри Линдон” /1975/ по одноименному роману У. Теккерея - старые портреты, тяжелое золото рам, радуга снегов и рос по ту сторону стекла, серого кота, который любит смотреться в зеркало, сидя на крышке фортепиано, руку молодой женщины, упавшую вдоль тела, неизвестное, сосредоточившееся в воспоминаниях, гигантскую зеркальную копилку солнца. Голос фортепиано как эхо разбегается по залам, дробясь между зеркалами и резонансами. Зеркало как врата в Землю Обетованную. И как граница инобытия, где гениальный Кокто поместил темный и запутанный мир Зла /в фильме Ж. Кокто “Орфей”, 1949/. Зов зеркала - чары неведомого - дрожь фантазии” (44. с.29). ит.д.

Вся моногафия тут:

http://zhurnal.lib.ru/s/sinkewich_w_a/mirror.shtml


Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
Теплый дождь
консультирую,
астро-рунолог
     11 августа 2007 (18:16)

Портреты убивают людей?

Ни один жанр живописи не окружен таким ореолом мистики и тайны, как портрет. Написано немало книг, в которых рассказываются истории об оживших портретах, забирающих жизнь своего оригинала. Из уст в уста передаются страшные истории о скоропостижной смерти тех людей, которые позировали мастерам кисти. Жена Рубенса красавица Изабелла - модель почти всех его мадонн - умерла в 35. Герцогиня Альба, позировавшая Гойе для картин «Маха», скончалась через три года после написания первого портрета. У Пикассо покончили самоубийством две жены - модели великого мастера. Расследовать этот странный феномен нам помогают ученые, художники и искусствоведы.

Легенды

В мире искусства ходит множество легенд о портретах знаменитых художников, которые несли смерть. В 30 лет от чахотки скончалась и жена Рембрандта Саския, которую великий голландец изобразил на картинах «Даная» и «Флора». Трое детей художника, которых он тоже много рисовал, умерли во младенчестве. Единственный выживший Титус ушел из жизни в 27 лет.

«Черным провидцем» слыл среди знакомых Илья Репин. Он закончил портреты хирурга Пирогова и композитора Мусоргского буквально за день до их кончины. Писатель Всеволод Гаршин, с которого он писал царевича в картине «Иван Грозный убивает своего сына», вскоре бросился в пролет лестницы и разбился насмерть. Премьер-министра Столыпина застрелили сразу же, как только художник положил последний мазок. Умерла от чахотки и его молодая жена, которую он рисовал.

Однако старший научный сотрудник Третьяковки Татьяна ЮДКЕВИЧ все эти странные события объясняет совпадениями:

- Мусоргского Репин писал, когда тот был смертельно болен. Пирогову шел уже 71-й год. Гаршин был психически неустойчивым. До Репина Столыпина писали Суриков, французы - почему же он тогда не умер? От чахотки в те века умирало очень много людей. И дети у Рембрандта умерли, потому что их мать была очень больной женщиной.

Но версии о мистической связи портрета и его модели получают все новые подтверждения. По Москве ходят страшные слухи о смертях дочери Александра Шилова и жены Ильи Глазунова. Первый много рисовал свою красавицу дочку Машу, и она умерла в 16 лет. Жена Глазунова Нина Виноградова-Бенуа покончила жизнь самоубийством при странных обстоятельствах.

- Шилов, когда рисовал дочь, не знал, что она больна раком! - защищает коллег вице-президент Российской академии художеств Эдуард ДРОБИЦКИЙ. - А Глазунов сделал лишь один портрет своей жены. И история ее смерти запутанная. У Нины был рак полости рта. Из-за боли у нее мог помутиться рассудок, и она могла покончить жизнь самоубийством. По другой версии, Нине «помогли» выпасть. Кто - это тайна следствия.

И все-таки тайна!

Но даже наши уважаемые эксперты, с такой готовностью опровергавшие давние легенды, признают: некая тайна все же существует. Татьяна Юдкевич приводит такие примеры. Знаменитая модель художника Владимира Лукича Боровиковского Лопухина умерла через три года после написания портрета без всякой на то причины. Та же участь постигла и мальчика Васю, позировавшего для картины Перова «Тройка». Его мать как чувствовала: она запрещала сыну позировать художнику, боясь, что он умрет.

И Эдуард Дробицкий, рассказавший о трагедии в семье Шилова и Глазунова, в конце нашей беседы признался, что и у него случилась история, которой трудно найти объяснение.

- Много лет назад я написал двойной портрет, изобразив на картине Высоцкого и Пушкина. Володя был одет в костюм поэта, а Александр Сергеевич - в «джинсу». Через две недели Высоцкий умер. Коллеги мне сказали, что энергетику уже умершего классика я через кисть передал Высоцкому и тем приблизил его конец.

...А может, талантливые художники обладают даром предвидения смерти?

ВЕРСИИ

...художника...

- Думаю, все дело в том, что некоторые художники могут обладать интуицией врача-диагноста, - предполагает Эдуард Дробицкий. - Рисуя лицо, даже не отдавая себе отчета, они чувствуют приближение серьезной болезни. Известен такой случай. К английскому художнику Гильберту Стюарту, автору известного портрета Джорджа Вашингтона, пришел однажды знатный заказчик лорд Малгров. Он заказал портрет своего брата, генерала Филпса. Когда же лорд пришел за заказом, то заявил, что портрет его брата не похож на самого себя и производит ужасающее впечатление! А вскоре стало известно, что генерал Филпс внезапно потерял рассудок.

...ученого

При написании портрета художник как бы проникает во внутренний мир человека. Чем талантливее мастер, тем больше он вкладывает в полотно своей энергетики, которая может быть и доброй, и злой. А «поляризацию» энергии, оказывается, можно увидеть даже по тому, как мастер кладет краски на холст.

- Когда художник находится в спокойном состоянии, его мазки ровные и правильные, - объяснил нам главный научный сотрудник Государственного Эрмитажа профессор Борис САПУНОВ. - Но когда портрет пишется в состоянии нервного возбуждения, тоски или психического обострения, то мазки начинают «плясать». Это незаметно для глаз и видно только при тщательном исследовании картины. Но человеческий мозг воспринимает такие неровности на уровне подсознания, которое запускает программу, родственную гипнозу, на самоуничтожение портретируемого.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

...Конечно, нам могут возразить: вот сколько неизвестных художников ежедневно пишут портреты, и никаких «летальных исходов» не происходит! Но, может быть, гении обладают неким экстрасенсорным даром? Ведь как бы мы ни пытались объяснить странные случаи с точки зрения материалистов, самая главная тайна портрета - ощущение мистической связи между человеком и его изображением - останется.

- Загадочная связь все равно существует. Ведь художник передает частицу жизни на свое полотно, - уверяет старший научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований Леонид Карасев. - И поэтому портрет, хотите вы того или нет, действительно живет своей особенной жизнью, как отдельное самостоятельное существо.


Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
л.шмидт
     14 августа 2007 (19:31)

всегда хотела иметь свой портрет, написанный ка-нибудь художником. Но прочитав о том, что художник Шилов написал портрет своей любимой дочери и она умерла, я решила оставить свою затею.Наверное, как-то написание портрета влияет на нашу судьбу и здоровье. Слышала, что влюблённым даже фотографироваться нельзя. Чушь какая-то....


Добавить сообщение в тему

Только для зарегистрированных пользователей!  Зарегистрироваться?
Внимание! Информация по просьбе участников форума из сообщений не удаляется.

имя (псевдоним)
пароль
 
    Описание значков форматирования
новое сообщение







загрузка карты
  Разрешена загрузка файлов до 1Мб и типов .jpg, .gif или .png!

   

Инструкция для тех, кто пользуется транслитом!


Пояснения


Новое на Джокере